Российское законодательство требует от гостей страны обязательной регистрации в течение трех дней с момента приезда. Процедура является уведомительной, не требует особого контроля со стороны государства. Все, что нужно сделать мигранту — передать принимающей стороне паспортные данные и не забыть забрать отрывной талон после оформления.
Что такое миграционный учет
Миграционный учет — деятельность по сбору, обновлению и обобщению данных, осуществляемая ФМС в отношении граждан других государств.
- Перепись по месту жительства;
- Сбор персональных данных;
- Хранение, обработка и защита информации о социальных тенденциях;
- Ведение общей системы учета мигрантов.
Вставать на учет можно как в ближайшем к месту проживания отделении МВД со столом ФМС в наличии, так и на почте для небольших населенных пунктов, деревень и сёл. Для жителей РФ регистрация внутри страны требуется при длительном посещении столицы или в особых случаях вроде недавно прошедшего чемпионата мира по футболу.
- Контроль реализации прав и соблюдения обязанностей для иностранных граждан;
- Систематизация сведений о находящихся в стране иностранцах, статистическое наблюдение;
- Госпланирование, выработка и реализация миграционной политики;
- Защита основ конституционного строя.
Законодательная база
Основные положения по работе госслужб с мигрантами находятся в ФЗ №109. Закон сообщает требование сбора информации по иностранцам, живущим в РФ, а также описывает процесс оформления.
В июле 2018 года вступил в силу 163-ФЗ, уточняющий определение учета мигрантов. Помимо этого закон описывает продление миграционного учета и определяет объекты, в которых могут регистрироваться иностранцы. Сделано это для уточнения «места пребывания», которое ранее было описано слишком размыто, что превращало регистрацию в формальность.
Снятие иностранца с учета описывается через 109-ФЗ. С августа 2018 вступил в силу 257-ФЗ, который также уточнил и изменил порядок действий: теперь принимающая сторона, выславшая приглашение, обязана подтвердить в МВД факт отбытия гостя, аннулировав регистрацию.
Порядок и правила постановки
У мигранта, въехавшего на территорию России, есть 3 дня для оформления в филиале Управления по вопросам миграции МВД. В случае официального приглашения регистрация ложится на принимающую сторону. Если иностранец бронирует номер в гостинице или приезжает на лечение — принимающей стороной считается администрация отеля или больницы.
Принять мигранта может компания или любой гражданин России, владеющий своей жилплощадью. Встречающее лицо отправляет в ФМС заполненный бланк уведомления о прибытии. Информация должна быть предоставлена в течение суток либо напрямую в отделение по вопросам миграции МВД, либо по почте. Пошлина за процедуру не взимается.
- Паспорт (и его ксерокопия);
- Паспортные данные иностранца;
- Свидетельство о праве собственности на квартиру или договор найма;
- В случае ВНЖ – документы, подтверждающие законность пребывания на территории России.
- ИНН, ЕГРЮЛ, уведомление о регистрации (копии);
- Ксерокопия паспорта директора с приказом назначения на должность;
- Юридический и реальный адрес компании, контактная информация;
- Копия договора аренды или покупки рабочих помещений.
- Лично отнести документы в отделение МВД;
- Отправить заполненный бланк почтой России через специальное окно;
- Посетить любой МФЦ города.
Бланки везде выдаются бесплатно, а вот услуги по отправке через почту — платные, на конец 2019 года обойдутся в 180 рублей.
Пошаговая инструкция выглядит так:
1. Принимающий субъект отправляет любым удобным способом уведомление в Управление по делам миграции МВД;
2. Сам мигрант должен получить отрывную часть от уведомления. Этот документ подтверждает факт постановки на учет;
3. Данные обрабатываются сотрудником миграционной службы и заносятся в базу. Доказательством занесения является отрывной купон от заявления, который возвращается со специальной отметкой;
4. Принимающая сторона передает купон иностранцу. Документ позволяет находиться на территории России три месяца. В случае если времени было недостаточно, регистрация может быть продлена;
5. Закрывать регистрацию по факту убытия не требуется — она будет отменена автоматически, по факту пересечения иностранцем границы страны.
Продление миграционного учета
- Ожидание выдачи ВНЖ или других важных документов;
- Запущенный процесс продления статуса ВКС или рабочего патента;
- Заключение трудового договора (для граждан стран-членов Таможенного Союза);
- Поступление в университет или институт.
- Заявление в произвольной форме на русском языке (должно включать ФИО, дату рождения, родную страну, данные удостоверения личности и адрес проживания);
- Паспорт иностранца;
- Миграционная карта;
- Доказательства причин для продления (оригиналы и копии).
Ответственность за нарушение миграционного учета
За любые нарушения постановки на учет ответственность несет принимающая сторона (кроме редких случаев, когда иностранец оформляет документы самостоятельно). Нарушение правил ведет к административной ответственности на сумму от двух до пяти тысяч рублей.
Как правило, в случае злостных нарушений (например, подача заведомо ложных документов) мигрант может быть выдворен из страны. Помимо депортации нарушителю может быть закрыт въезд в Россию на следующие пять лет.
Порядок снятия с миграционного учета иностранца
- При оформлении новой регистрации;
- После выезда за границу Российской Федерации;
- После смерти зарегистрировавшегося;
- Если был выявлен факт фиктивной регистрации или подачи неверных сведений;
- При убытии мигранта с места регистрации без уведомления.
В остальных случаях уведомление в МВД о снятии с учета подает лицо, отправившее приглашение.
Юридические лица (гостиницы, больницы) обязаны уведомлять об отъезде не позднее, чем через сутки. Для физических лиц и обычных компаний срок не установлен.
Миграционный учет является проблемой приславшего приглашение гражданина на 90 процентов. Все, что нужно сделать мигранту — предоставить удостоверение личности с миграционной картой, а дальше гостиница или пригласившая гостя контора сделает все самостоятельно.
Поставить оценку