Открытие бизнеса в Чехии

Чехия

Чешская Республика – один из членов Евросоюза и крупный туристический центр, который посещает не менее 50 млн. туристов ежегодно. Также здесь развиты такие отрасли как машиностроение и сельское хозяйство. Открыть бизнес в Чехии так же просто, как и в других европейских странах – с минимумом бумажной волокиты.

Общая информация

Для резидентов других стран (не входящих в Евросоюз) действуют особые правила регистрации бизнеса. Это связано с необходимостью получения подходящей миграционной карты и сбором пакета бумаг для оформления фирмы.

О бизнес-иммиграции

Власти Чехии поддерживают бизнес, особенно это касается малых и средних предприятий. Предприниматели-иностранцы отмечают малое количество проверок со стороны контролирующих органов, долгосрочные (10-20 лет) кредиты с небольшой процентной ставкой, налоговых инспекторов, которые лояльно относятся к начинающим бизнесменам. Никакой дискриминации по отношению к приезжим не существует.

Виза в Чехию

При планировании своего дела следует четко просчитать бизнес-план, от этого во многом зависит успех. В Европе окупаемость предприятия занимает немного больше времени, чем в России. Это связано с высоким уровнем конкуренции, налоговой нагрузкой, кроме того, в Чехии местные жители очень экономны.

Бизнес-виза и её виды

До переезда рекомендуется оформить обычную туристическую визу, ознакомиться с тем районом, куда планируется переселиться, изучить будущих конкурентов. Этот тип виз разрешает находиться на территории страны до трех месяцев.

Бланк визовой анкеты в Чехию

Для длительного пребывания потребуется вид на жительство (ВНЖ). Это позволит не только путешествовать, но и устраиваться на работу, создавать фирмы, нанимать сотрудников, приобретать недвижимость.

Виды миграционных карт:
  • Простой ВНЖ – для тех, кто планирует открыть новую организацию. Дается на 1 год с возможностью продления;
  • Бизнес-карта – если принято решение инвестировать в уже существующий проект или выкупить его. Особенность визы в том, что нет необходимости постоянно проживать в республике. Можно находиться в любом государстве Шенгена;
  • ПМЖ – можно оформить после 5 лет проживания в Чехии, главное требование – успешность предпринимателя и отсутствие у него проблем с законом.

Все виды можно оформить в Министерстве Юстиции Чехии, для чего придется собрать документы и пройти интервью с сотрудником ведомства.

Оптимальные виды бизнеса в Чехии

При планировании бизнеса нужно учитывать, что в Чехии работают тысячи предпринимателей-мигрантов.

Большая часть из них – приезжие из стран восточной Европы, они занимаются преимущественно малым бизнесом:
  • Продажей сувениров и прочей мелкой торговлей;
  • Предоставлением услуг для населения (салоны красоты, спортклубы);
  • Перепродажей и ремонтом автомобилей.

В среднем и крупном бизнесе конкуренция несколько ниже, но потребуется значительный стартовый капитал.

Один из оптимальных (с точки зрения окупаемости и прибыльности) вариантов – дистрибуция чешских товаров в Россию и другие страны.

Условия переезда в Чехию для предпринимателей

Бизнесмен, решивший обосноваться в республике, должен определить, каким образом будут вестись дела на его предприятии. Чаще всего люди, организующие небольшие фирмы, сами занимаются ими. А те, кто участвовал в открытии крупных контор, налаживают их деятельность, после чего уезжают на родину или в другие страны.

Выбор нужной визы, условия её получения

Следует выбирать способ оформления в зависимости от типа фирмы и способа управления ею. Если не планируется постоянное проживание в Чехии, то достаточно сделать бизнес-карту. Это позволит находиться в любой стране ЕС и прибывать в республику лишь в случае необходимости.

Если нужно лично руководить фирмой, придется оформить ВНЖ.

Условия получения вида на жительство, ПМЖ, гражданства

Для обустройства в республике потенциальный бизнесмен должен соответствовать определенным критериям:
  1. Быть совершеннолетним;
  2. Владеть иностранными языками (как минимум – английским);
  3. Не иметь проблем с правоохранительными органами на родине;
  4. Обладать финансовыми активами для обеспечения проживания и содержания семьи, а также средствами для открытия бизнеса;
  5. Не должно быть опасных для окружающих заболеваний.
ПМЖ предоставляется лицам, которые проживали в Чехии более 5 лет. А еще через пять лет можно будет претендовать на гражданство.

Покупка готового бизнеса и открытие с нуля

Иностранец, изъявивший желание купить готовый бизнес-проект, должен:
  1. Предъявить подробный бизнес-план на срок не менее 1 года;
  2. Подтвердить наличие открытых счетов в банках Чехии с необходимыми активами;
  3. Не иметь судимостей (справка из МВД РФ).

Оформление покупки фирмы происходит при содействии юристов-посредников. Затем происходит регистрация нового владельца в Министерстве Юстиции.

Оформление покупки фирмы

Открытие новой организации также происходит с участием юридических контор, специалисты помогут:
  • Правильно составить бумаги;
  • Открыть счета;
  • Провести регистрацию в нужных ведомствах.

В процессе деятельности предприятия чиновники будут следить за правильностью финансовой отчетности. При необходимости могут выдаваться субсидии для начинающих бизнесменов.

Популярные сферы деятельности среди русскоязычных предпринимателей

Русскоязычные мигранты (русские, украинцы и белорусы) чаще всего специализируются на следующих направлениях:
  • Русские магазины – были весьма распространены в 90-х годах, сейчас популярность снизилась, но всегда найдутся желающие приобрести квас, вареники или творожные сырки. Уровень дохода низкий – около 400-1000 долларов в месяц;
  • Организация экскурсий – чаще всего этим занимаются в Праге – центре туризма страны. Важно, что для организации фирмы потребуется минимум финансов, достаточно хорошего знания исторических мест и знания 2-3 иностранных языков. Часто экскурсионные поездки организуются на личных микроавтобусах. В зависимости от наличия или отсутствия постоянных клиентов и хорошей репутации доходность может варьироваться от 500 долларов за месяц;
  • Риэлтерские компании – сдача в аренду комнат, квартир или домов. Прибыль не очень высокая (с малой клиентской базой – не более 1000 долларов в месяц), но и издержки малы;
  • Услуги посредников для приезжих – это касается помощи студентам при поступлении в местные учебные заведения, услуги доверенного лица (для соотечественников) при осуществлении ими юридической деятельности и так далее. Важно понимать, что специализироваться следует только на одном направлении. Прибыль зависит от специфики работы, в среднем от 700-800 долларов в месяц;
  • Фирма-дистрибутор – из Чехии лучше всего вывозить алкоголь, автомобили, станочное оборудование, медицинские препараты. Прибыль зависит от объемов поставок;
  • Ресторанный и гостиничный бизнес – хотя это направление требует значительного стартового капитала, оно является популярным среди состоятельных россиян. За месяц прибыль с одной гостиницы составит от 700 долларов (небольшие семейные пансионы), крупные столичные отели принесут денег в несколько раз больше. Небольшие рестораны также не позволят выручить много средств.

Идеи бизнеса с минимальными вложениями

Небольшая сумма для открытия своего дела понадобится:
  • Будущим экскурсоводам;
  • Людям, которые решили заняться небольшими частными перевозками;
  • Консультантам, готовящим абитуриентов к учебе в вузах.

Выгодно покупать автомобили во Франции и Бельгии, перепродавать – в Чехии, Прибалтике и других странах. С учетом низких цен на подержанные машины, начальная сумма для открытия бизнеса – 2-3 тысячи долларов.

Примеры

Антон (бизнесмен из Украины):

Я занимаюсь покупкой, предпродажной подготовкой и сбытом подержанных автомобилей в Чехии около 3 лет. Мы работаем вместе с братом. Единственный минус – часто приходится кататься по всей Европе в поисках машин. Но заработок постоянный, налоги высокие, но зато кредит можно взять под 4-5% на 20 лет. За счет этого планируем расширяться в будущем.

Юридические нюансы

На большинство видов деятельности потребуется оформление лицензий – для занятия ресторанным бизнесом, грузоперевозками и так далее.

Подпись документа

Регистрация бизнеса

В республике можно организовать несколько типов организаций:
  1. Частный предприниматель (ЧП) – потребует приобретения соответствующей лицензии. Такое оформление подходит для тех, кто не планирует нанимать сотрудников в штат;
  2. ООО – популярно среди организаторов маленьких фирм. Размер уставного капитала – от 200 тыс. крон;
  3. АО – уставной капитал распределяется на определенное количество акций, оформляется на одного человека или юридическое лицо;
  4. Редко используются кооперативы, коммандитные товарищества и открытые коммерческие компании – в данных организациях присутствует несколько членов, которые подчиняются специфическим правилам.
Последовательность действий:
  • Определение регистрационных данных будущей организации (название, вид деятельности);
  • Составление учредительной документации;
  • Получение справки об отсутствии проблем с законом;
  • Оформление лицензии на определенный вид деятельности;
  • Перечисление уставного капитала компании на счет;
  • Регистрация в торговом реестре и налоговой службе.

Налогообложение

Налоги в Чехии бывают:

Прямые – удерживаются с юридических и физических лиц (с суммы прибыли и имущества):

  • На прибыль юридических лиц – 19%;
  • На доходы индивидуальных предпринимателей – 15%;
  • Продажа недвижимости – не менее 4% от вырученной суммы;
  • Дорожный (транспортный) – зависит от объема мотора, веса, числа осей (для грузовиков).

Косвенные – надбавки к сумме или тарифу, самый главный налог – НДС, равный 21%.

Другие тонкости

Новые фирмы в Чехии регистрируют быстро – 2-3 недели. Чтобы создать коммерческую организацию (не ИП), придется потратить не менее 2,5 тыс. евро.

Важно найти опытных юристов, которые быстро и грамотно выполнят все необходимые действия и проконсультируют начинающего предпринимателя.

Советы, описание распространенных ошибок

Основная причина закрытия бизнес-проектов – плохая проработка стратегии развития. Очень часто предприниматели руководствуются предыдущим опытом, который был приобретен в других странах. При этом не учитываются особенности местного рынка сбыта.

Чехи очень консервативны в плане потребления, к новым товарам (услугам) относятся настороженно. Поэтому нужно тщательно знакомиться с предполагаемой целевой аудиторией, чем она шире – тем больше шансов на успех.

Важно понимать, что основой успешности предпринимательской деятельности является изучение рынка. А точнее – хорошее знакомство с будущими клиентами. Придется потратить определенное время, чтобы понять менталитет чехов, их привычки и потребности.

Миграционный юрист г. Санкт-Петербург, высшее образование СПбГУ, путешественница. Автор статей на сайте MigrantVisa.ru