При заполнении документации на получение заграничного паспорта возникает необходимость в написании имени заявителя на латинице. Трудность заключается в том, что правила транслитерации часто меняются, отчего риск ошибиться возрастает. Избежать досадных недоразумений позволит знание правил написания русских букв латинскими в 2019–2020 гг.
Действующие нормы и внесенные коррективы
Сначала нужно разобраться в том, что же такое транслитерация. Под этим термином понимают замену букв одного языка на буквы другого. Главная цель данной трансформации – добиться корректной передачи преобразуемых слов. Нужно отличать транслитерацию от перевода (поиск адекватного смыслового значения на другом языке) и транскрипцию (фонематическое обозначение звучания).
Транслитерация имени и фамилии для загранпаспорта представляет собой калькированную замену кириллицы латиницей. Она должна соответствовать нормативам международных стандартов.
Старые принципы транслитерации, внедренные в 2010 году, оставались актуальными на протяжении пяти лет. Перевод русских символов в латинские осуществлялся на основе как отечественных, так и общепринятых регламентов. С 2015 года приемлемой стала только международная система транслитерации.
Первоначально она была в ходу у компаний, входивших в состав Международной организации гражданской авиации (ICAO). Впоследствии ICAO зафиксировала эти нормы документом под номером 9303, и они стали общепризнанными на международном уровне.
- Передача “ц” теперь осуществляется сочетанием “ts”, применение “tc” больше не котируется (Городецкий – Gorodetskii);
- Транслитерировать “е”, “я”, “ю” по новому регламенту нужно с употреблением “i” (вместо используемой ранее “y”) – к примеру, если до 2015 г. “ю” писалась как “yu”, то сейчас корректно обозначать ее “iu” (Севрюгин – Sevriugin);
- Буква “й” обозначается латинской “i” (Алексей – Aleksei);
- Твердый знак также обзавелся символьным обозначением, и теперь его следует заменять буквосочетанием “ie”.
Перечисленные трансформации коренным образом повлияли на привычное написание русских фамилий и имен. Нововведения вызывают у мигрантов множество вопросов. С учетом того, что функция транслитерации символов в ГУ МВД РФ возложена на компьютерную программу, переживать особо не о чем. Если анкета заполнена корректно, то и данные в паспорт будут внесены правильные.
Онлайн-проверка правописания транслитерированных символов
Инициатор оформления загранпаспорта должен подать заявление, в котором его имя и фамилия написаны с помощью кириллицы. Сотрудник миграционной службы обязан правильно выполнить ввод представленных данных в систему. Если автор заявления хочет посмотреть, как будут отражены его ФИО в загранпаспорте, ему следует воспользоваться сервисом транслитерации в Интернете.
- Напечатать в строке запроса имя / фамилию, которые подлежат транслитерации;
- Нажать на кнопку, запускающую процесс конвертации;
- Ознакомиться с результатом, представленным машиной.
- Они предоставляют услуги транслитерации на бесплатной основе;
- Показанный ими результат может служить образцом при проверке документов, выданных персоналом миграционной службы.
Перед проверкой своих имени и фамилии в латинском написании на этих порталах следует задать необходимые параметры с учетом вышеуказанных изменений в нормативах.
Можно ли оставить прежнее написание
В некоторых случаях заявитель сталкивается с ситуацией, требующей оставления в загранпаспорте старого варианта написания имени и фамилии. Выполнение этой задачи требует времени, усилий и сбора определенного пакета документации.
Инициатор заявления должен посетить местное отделение Федеральной миграционной службы. Ее сотрудникам необходимо предоставить документ, обосновывающий намерение оставить прежнее написание. Распространенным является вариант со следующим пояснением – мигрант хочет, чтобы его данные в загранпаспорте были идентичны им в других документах (или во выездном документе сопровождающего его члена семьи).
При написании заявления следует сослаться на приказ Федеральной миграционной службы № 211 от 26 марта 2014 года. Согласно этому постановлению, оставление прежнего транслита в заграничном паспорте не противоречит законодательству РФ.
- Паспорт гражданина России;
- Свидетельство о рождении;
- Диплом, подтверждающий наличие образования;
- Вид на жительство;
- Свидетельство о заключении брака;
- Загранпаспорт, выданный ранее.
Если какой-либо документ из вышеперечисленных составлен на английском или других языках, необходимо будет выполнить его перевод, который потом заверяется в нотариальной конторе. В заявлении потребуется уточнить, какая конкретно информация должна остаться без изменений. Текст документа разрешается составить в свободной форме, а писать следует на имя главы местного отделения ГУВМ МВД.
Что делать, если была обнаружена ошибка
В идеале заявитель должен получить загранпаспорт, оформленный по всем правилам. Однако нередко обладатель нового документа обнаруживает в нем досадную ошибку. Первоочередной задачей в этом случае является поднятие заявления и проверка корректности указанных в нем данных.
Если ошибка в имени или фамилии допущена новоиспеченным владельцем паспорта, вина возлагается на него. Если причина некорректного написания кроется в невнимательности или поспешности сотрудника миграционной службы, ответственность несет отделение ГУВМ МВД.
Загранпаспорт с ошибкой подлежит замене. При этом не нужно вновь собирать пакет документов и уплачивать госпошлину. Обновленное выездное свидетельство выдается гражданину в течение 2 часов. От инициатора получения заграничного паспорта потребуется только новая фотография (если он запрашивал документ старого образца).
На изготовление нового биометрического паспорта потребуется больше времени из-за технических нюансов. В этом случае ждать придется не менее недели.
Резюмируя вышесказанное, хотелось бы напомнить, что с 2015 года транслитерация данных в загранпаспорте осуществляется по новым правилам.
- Ввод данных в систему осуществляется сотрудниками миграционной службы, что сводит к минимуму риск ошибки;
- При обнаружении некорректного написания следует разобраться, по чьей вине произошла оплошность – заявителя или представителя ФМС;
- Ошибочная транслитерация – повод для замены выездного документа;
- Согласно законодательству Российской Федерации, разрешается оставлять прежний транслит, если есть необходимость не допустить разногласий с другими документами или с загранпаспортами родственников.
Предварительную проверку корректности написания имени и фамилии в будущем загранпаспорте можно осуществить с помощью специализированных онлайн-сервисов.
Поставить оценку