Интересные факты о Великой Китайской стене: кто ее построил на самом деле

Вид сверху

Великая китайская стена является одним из известнейших сооружений в мире. Архитектурный памятник вызывает интерес у туристов, строителей и ученых благодаря масштабности и загадкам, которые она породила за века своего существования. Что представляет собой Великая китайская стена, интересные факты о ней, легенды и многое другое в этой статье.

Продолжительность строительства

В целом Великая Китайская стена представляет собой совокупность множества стен, выстроенных в разное время.

Интересные факты о Великой Китайской стене: кто ее построил на самом деле
Великая Китайская стена

Закладывать сооружение начали в III в. до н.э. в период Воюющих царств (475-221 гг. до н.э.). В то время правил император Цинь Шихуанди и Поднебесная нуждалась в защите от набегов кочевников хунну. Но идея возведения стены появилась еще раньше — в период Весен и Осеней (771-476 гг. до н.э.).

Строительство охватывает период полутора тысячи лет. Для ее полного возведения понадобились усилия 10 династий начиная с III в. до н.э. до XVII в. н.э. Строительство стены прерывалось при династиях Тан, Сунь и Юань. При династии Мин (1368-1644 гг.) возведение возобновилось, и почти все участки стены, которые можно наблюдать сейчас, воздвигли именно тогда.

Кто построил Великую Китайскую стену

Над возведением сооружения пришлось трудиться почти миллиону человек, то есть пятой части населения государства. Строить ее было затруднительно: не было дорог, необходимой для строительства инфраструктуры, воды и пищи не хватало на всех участвующих в строительстве.

Интересные факты о Великой Китайской стене: кто ее построил на самом деле
Строительство

К стройке были привлечены рабы, крестьяне и солдаты. Из-за изнурительной работы и эпидемий погибли по меньшей мере сотни тысяч человек. Кроме того, местность постройки оказалась сложной для возведения на ней такого громадного сооружения — стена должна была пройти через горную цепь, обогнуть все отроги, в сопровождении высоких подъемов и приличных по размеру ущелий. В результате такого размещения она органично вписалась в ландшафт.

Дополнительная информация! Падение династии Цинь в какой-то мере было обусловлено вспышками народных волнений из-за полной мобилизации, привлечения всевозможных сил и ресурсов государства для строительства сооружения.

Зачем бойницы направлены в сторону Китая

Иногда можно наткнуться на новости, говорящие о том, что сооружение на самом деле построено не китайцами из-за расположения бойниц в сторону Китая. Но эти утверждения и версии беспочвенны и не имеют под собой никаких аргументов.

На самом деле бойницы стены повернуты в две стороны. И этому есть объяснение. Кочевники могли преодолеть ее оборону и попасть на китайскую территорию. Настичь тогда их было почти невозможно. Когда же они направлялись обратно, с награбленным (лошади, деньги или другие предметы, имевшие ценность для них — керамика, мешки с рисом), сталкивались с тяжелой переправкой через преграду. Тут бойцами и использовались бойницы, направленный вглубь страны.

Интересные факты о Великой Китайской стене: кто ее построил на самом деле
Бойницы направлены в обе стороны
Обратите внимание! Из-за длинной протяженности стены защищать ее одновременно на всех участках не представлялось возможным из-за нехватки такого количества людей, поэтому прорваться кочевникам через нее не стоило большого труда.

Помимо этого, существуют исторически доказанные сведения и описания в виде планов, смет и отчетов о строительстве укрепления, что не оставляет сомнений в возведении ее китайцами.

Изобретения во время строительства

Во время возведения Великой китайской стены местные изобретатели придумали тачку, использовав ее повсеместно в строительстве. Тачка представляла собой настил из дерева с ручками, поставленный на одно колесо.

Китай не был обеспечен речным сообщением и вьючными животными, поэтому тачка применялась не только в транспортировке при строительстве, но также и в снабжении армии.

Китайцы стремились сохранить передовую для тех времен технологию от неприятеля. Тачки китайцев были снабжены более большим колесом, располагавшимся по центру. Поэтому она выигрывала в маневренности и удобстве у европейцев.

Это интересно! Иногда к тачкам крепили паруса, что позволяло разгонять ее скорость до 60 км/ч.
Интересные факты о Великой Китайской стене: кто ее построил на самом деле
Изобретение китайцев

Для обороны китайцы использовали продвинутое оружие — топоры, арбалеты, молоты, копья, алебарды и еще одно созданное ими изобретение — порох. На более опасных участках использовались канавы и рвы с водой. Вдоль стены были выстроены сторожевые башни, с которых вели наблюдение за территорией, применяли для подачи сигналов, использовали для размещения войск и хранения припасов.

Легенды, связанные с Великой китайской стеной

Существование такого великого сооружения породило ряд легенд и мистификаций. Основная их масса связана с гибелью большого количества людей.

Стена слез

Во время строительства первого участка стены императору Цинь Шихуанди было любопытно, сколько еще будет идти стройка, так как растянулась она на долгие годы. Длиной этот участок должен был быть 10000 ли — в переводе с китайского «yi wan». Император получил предсказание, что строительство закончится, когда под сооружением будет захоронен человек по имени Ван.

Правитель издал соответствующий указ, совершенно невинный человек был пойман и погребен под стеной. Понятно, что на время строительства это никак не повлияло — оно не заканчилось.

Но с этого момента все умершие во время возведения стены хоронились под ней в вертикальном положении наподобие вечных стражей. Поэтому стену называли раньше стеной слез или самым длинным кладбищем в мире. По поверью, приложив ухо к стене можно услышать стоны и плач умерших при строительстве.

Важно! Специалисты из Общества изучения Великой Китайской стены разбирая фрагменты стены не находили человеческих останков. Зато вдоль стены их обнаружили множество.

Дракон

По одной из легенд направление и место строительства стены людям показал огромный дракон. Прошедший вдоль границ, он оставил следы, по которым и возводилось сооружение. По некоторым утверждения сама форма стены напоминает парящего дракона.

Мэн Цзян

Эта история описана как одна из четырех великих сказок Китая. Легенда имеет несколько вариаций, но актуальной считается последняя установленная при династии Цин.

Интересные факты о Великой Китайской стене: кто ее построил на самом деле
Памятник Мэн Цзян

Муж госпожи Мэн Цзян был принужден к службе имперскими чиновниками и отправлен на стройку стены. Не получая известий от него, женщина понесла ему зимнюю одежду. Но, к несчастью, достигнув стройки она узнала, что муж ее умер. Полная горя, она начала плакать так, что от плача часть стены рухнула, показав его кости.

Дополнительная информация! Участок стены, затронутый в легенде сейчас называется великой стеной Ци в нынешней провинции Шаньдун. В память об этой истории был воздвигнуты памятник и храмы.

Архитектор JiaYuguan

Проводя экскурсию по участку Великой Китайской стены под названием JiaYuguan, который находится среди пустыни Гоби и сохранился довольно неплохо, проводники укажут на один из кирпичей в стене.

Архитектор JiaYuguan проектировал эту ее часть и при расчетах смог определить какое количество кирпичей необходимо для ее постройки. По завершению работы остался всего один кирпич. Он и был встроен в стену и символизирует память об одаренном зодчем.

Вдовья башня

Так называемая Вдовья башня располагается в уезде Цзисянь возле участка стены Дуншань. Высота ее примерно 13 м, на углах крыши находятся драконы, на карнизах — изваяния единорога, птицы феникс и льва.

Интересные факты о Великой Китайской стене: кто ее построил на самом деле
Вдовья башня

По легенде башня была построена молодыми женами 12 погибших при строительстве этого участка стены солдат из провинции Хэнань. Этим они хотели завершить важное для государства дело их мужей, вдохновленные речами генерала, который руководил стройкой и убеждал женщин завершить работу.

Металлический суп

Отрезок стены под названием Хуанхуачэн назван в честь желтых цветов, которые распускаются здесь летом. Находится он на окраине Пекина и строился во время правления династии Мин.

Строительством руководил генерал Цай Кай, который потратил слишком много времени и средств на возведение участка стены. Власть была против этого, и генерал подвергся казни. Через некоторые время император заметил особенность, отличавшую эту часть стены от других — она была чрезвычайно прочна и отличалась опасной для врагов крутизной.

Выяснилось, что кирпичи были скреплены клейким рисовым супом. Пожалевший о своем решении и поняв какой вклад сделал Цай Кай, он приказал построить гробницу и установить мемориальный камень в честь генерала. На камне по его приказу было выгравировано «Jintang», что переводится как «суп из металла». Это сравнение подчеркивает исключительную прочность этой части стены.

Для справки! Во время Второй мировой войны японским войскам удалось взорвать этот участок стены. Часть ее обрушилась в озеро и сейчас по обе стороны водоема лежат остатки сооружения. После этого пошло поверье, что дух генерала Цай Кай помог прогнать неприятеля, который пытался преодолеть стену.

Император Zhou Youwang

Император из династии Чжоу имел привычку развлекаться необычным способом. Он давал приказ зажигать сигнальные огни на башнях стены в то время, когда не было угрозы.

В один день, когда наступила опасность и неприятель в действительности наступал, огни были разожжены, но никто на это не обратил внимание должным образом. Враги достигли города и император был убит.

Космическая антенна

Эта легенда относится к более позднему времени. Исследователями была выявлена возможность функционирования сооружения в роли питающей батареи огромных размеров и емкости.

Сооружение настолько велико, что благодаря своей электрической емкости может заставить вибрировать геомагнитное поле при вращении Земли вокруг оси, распространяя сигнал в межгалактические глубины.

Интересные факты о Великой Китайской стене: кто ее построил на самом деле
Вид сверху
Важно! Учеными выявлен парадокс — если в древние времена люди были более технически подкованы, то почему строительство сооружения было настолько долгим? Ведь они могли бы использовать технику, ускорявшую строительство в разы.

Интересные факты

За время существования грандиозного сооружения набралось немало вызывающих интерес фактов и событий, произошедших с ним. Вот некоторые из них:

  • Расстояние стены можно измерить почти в 9000 км, в самом широком участке ее величина составляет 9,14 м, самой высокой считается башня 7,92 м.
  • На протяжении долгого времени оборонительное сооружение оставалось неизвестным для остального мира, первым европейцем, добравшимся до на нее, считается португалец Бенту де Гойс в 1605 г.
  • Строительный материал составляли щебень, камни, дерево и известь вопреки известному мифу о содержании в стройматериале человеческих костей.
  • Значительная часть сооружения находится в аварийном состоянии, в 70-е годы людям советовали применять ее кирпичи для строительства домов, так как сооружение считалось символом деспотизма.
  • Вопреки известному мифу стена не видна и космоса из-за недостаточной ширины, и не контрастирующего цвета по отношению к окружающей среде. С околоземной орбиты она едва различима при соответствующих условиях. Спутники на низкой орбите могут ее захватить с помощью радара.
  • Предназначение укреплений было не только в обороне от врага, но также в осуществлении пограничного контроля, регулировании торговли и иммиграции, введении пошлин.
  • ЮНЕСКО занесла в 1987 г. достопримечательность в перечень великих национальных и исторических объектов мира.
  • На достопримечательности организуются ночные экскурсии, она освещается огнями, что придает ей особый вид.
  • Поддержание и уход за сооружением довольно трудоемкий. Сейчас этим занимаются две организации China Great Wall Society и International Friends of the Great Wall.
  • Здесь проводилось множество сражений, последнее из которых было в 1938 году при китайско-японской войне.
  • Небольшой отрезок сооружения граничит с южной частью Читинской области.

Зимой туристов меньше, чем в теплое время года. Но ветра значительно холоднее, это стоит учесть при поездке с ребенком. Доехать до стены можно из Пекина на туристическом или рейсовом автобусе, поездом, в составе группы.

Достопримечательность всегда была овеяна завесой тайн и загадок, а размеры стены поражают воображение до сих пор. Великую Китайскую стену по праву внесли в перечень «Новых чудес света» и теперь она является объектом Всемирного наследия, ведь всем своим видом стена показывает какую недюжинную силу и упорство смог преодолеть китайский народ на пути к ее воздвижению.

https://www.youtube.com/watch?v=fOUPqe0BbnA

Миграционный юрист г. Санкт-Петербург, высшее образование СПбГУ, путешественница. Автор статей на сайте MigrantVisa.ru